В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей и студентов к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого и ранней профориентации обучающихся.
В процессе работы были выделены следующие трудности:
- Высокая часовая нагрузка преподавателей, работающих по дополнительным образовательным программам;
- Низкая мотивация студентов;
- Несоответствия в расписании (переносы занятий).
Выводы: целевой показатель по численности достигнут; для устранения трудностей во втором потоке обучения планируется провести следующую работу:
- Проработка индивидуального графика работы с каждым преподавателем, работающим по дополнительным образовательным программам для распределения часов занятий в графике.
- Проведение просветительской работы среди студентов: более подробное знакомство с дополнительными образовательными программами и их возможностями, проведение дня открытых дверей «Этот увлекательный мир» для студентов и школьников образовательных организаций города и района.
Организация работы психолого-педагогического класса
В 2021 году с образовательными организациями города и района заключены Договора о сотрудничестве между образовательной организацией с педагогическим классом (группой) и профессиональной организацией среднего профессионального образования.
Педагогический класс создан с целью обеспечения системы непрерывной специализированной подготовки учащихся 8-11 классов, ориентированной на продолжение образования в СПО или ВУЗах педагогического профиля. В связи с этим, взаимодействие с обучающимися было направлено на получение обучающимися первичных психолого-педагогических знаний, умений и навыков (организация внеурочной досуговой деятельности; формирование и развитие дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе); формирование стремления к овладению профессией педагога и воспитание любви к педагогической деятельности; развитие высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств.
Образовательные задачи психолого-педагогического класса:
- Формирование у школьников представлений о человекоцентрированной профессиональной деятельности;
- Представление возможностей для получения опыта психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности (профессиональные пробы);
- Развитие у школьников навыков XXI века (в том числе склонностей и способностей к психолого-педагогической деятельности).
Организационные задачи психолого-педагогического класса:
- Разработка системы выявления и сопровождения педагогически одаренных школьников, в том числе мониторинга результатов профильного обучения и профессионального самоопределения школьников;
- Создание условий для развития субъектности обучающихся через персонализацию профессиональных проб;
- Разработка и реализация механизмов целевого обучения по педагогическим направлениям подготовки с установлением преференций для наиболее отличившихся обучающихся и выпускников психолого-педагогических классов.
Таблица 1. Количество заключенных договоров по реализации деятельности психолого-педагогических классов
|
2021-2022 уч.год |
2022-2023 уч.год |
2023-2024 уч.год |
2024-2025 уч.год |
Количество договоров (с нарастающим итогом) |
5 |
15 |
17 |
20 |
Таблица 2. Количество учащихся, обучающихся в психолого-педагогических классах
Учебный год |
Количество учащихся |
Итого |
2021-2022 |
МОУ Школа №23 – 17 Черемховский район - 55 |
72 человека |
2022-2023 |
МОУ Школа №5 – 32 Черемховский район – 114 МОУ СОШ №10 г. Зима - 17 |
163 человека |
2023-2024 |
МОУ Школа №5 – 43 Черемховский район – 121 МОУ СОШ №10 г. Зима – 34 Аларский район - 56 |
254 человека |
2024-2025 |
Черемховский район – 94 МОУ СОШ №10 г. Зима – 30 Аларский район - 77 |
201 человек |
Таблица 3. Количество вовлеченных территорий по реализации деятельности психолого-педагогических классов
Учебный год |
Количество территорий (с нарастающим итогом) |
Итого |
2021-2022 |
г. Черемхово Черемховский район – 4 (с.Рысево, с. Новогромово, с. Алехино, с. Бельск) |
5 территорий |
2022-2023 |
г. Черемхово Черемховский район – 10 (с.Рысево, с.Новогромово, с.Алехино, с.Бельск, пос.Михайловка, с.Лохово, д.Балухарь, с.Саянское, с.Парфеново, с.Голуметь) г. Зима |
12 территорий |
2023-2024 |
г. Черемхово Черемховский район – 10 (с.Рысево, с.Новогромово, с.Алехино, с.Бельск, пос.Михайловка, с.Лохово, д.Балухарь, с.Саянское, с.Парфеново, с.Голуметь) г. Зима Аларский район – 3 (с.Нельхай, с.Кутулик, с.Идеал) |
15 территорий |
2024-2025 |
г. Черемхово Черемховский район – 10 (с.Рысево, с.Новогромово, с.Алехино, с.Бельск, пос.Михайловка, с.Лохово, д.Балухарь, с.Саянское, с.Парфеново, с.Голуметь) г. Зима Аларский район – 6 (с.Нельхай, с.Кутулик, с.Идеал, с.Ныгда, с.Могоёнок, с.Табарсук) |
18 территорий |
Таблица 4. Наименование программ, реализуемых в рамках деятельности психолого-педагогических классов
Программа |
Педагог |
Краткое описание |
«Ступени личностного роста» |
Косов Артем Александрович, педагог-психолог |
В ходе прохождения программы у подростков развиваются базовые навыки self-менеджмента, коммуникативные, управленческие и навыки эффективного мышления, что, в конечном итоге способствует формированию инициативной, самостоятельной ориентированной на культурные ценности, личности, способной к успешной социализации и активной адаптации в обществе и на рынке труда. |
«Конструктор карьеры» |
Полеванова Анна Викторовна, педагог дополнительного образования |
Программа "Конструктор карьеры" актуальна для подростков по нескольким ключевым причинам, учитывающим современные реалии рынка труда, образовательные тренды и потребности молодежи в планировании своего будущего: быстро меняющийся рынок труда; формирование навыков самоопределения; повышение конкурентоспособности; подготовка к изменениям в образовании; реализация индивидуальных траекторий. Таким образом, программа "Конструктор карьеры" является актуальным и необходимым инструментом для подростков, позволяя им уверенно планировать свое будущее в условиях динамично меняющегося мира. Она не только предоставляет знания и навыки, но и способствует развитию уверенности в себе и готовности к предстоящим вызовам. |
«Я-вожатый» |
Вольфман Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования |
Программа "Я - вожатый" направлена на развитие и формирование у подростков: лидерских качеств; социальной ответственности; коммуникативных навыков; умения работать в команде. Также курс может стать для подростков стартовой площадкой для их будущей профессиональной деятельности в сфере педагогики, психологии, социологии и многих других областях. Они получают базовые знания, которые помогут им в дальнейшей учебе и жизни. |
Проблемы
- График реализации
- Отсутствие нормативной базы, отсутствие документов, подтверждающих реализацию ПППК (рег и фед уровня)
- Нет школ г. Черемхово
- Низкая мотивация учащихся, большинство отправляют сюда в наказание
- Халатное отношение ответственных от ОО
Перспективы
- Расширение сети классов в г. Черемхово
- Организация профильной смены ППК на базе колледжа
- Профориентационный марафон «Шаг в профессию»
- Слет обучающихся ППК (муниципальный, региональный)
- Конкурс видеопроектов «Педкласс – это про нас!»